Powered By Blogger

вторник, 18 сентября 2012 г.

Георгий Огнивцев НСНБР: Осень в Подмосковье. Куркино. 18 сентября 2012 года. История.

Автор фото - Георгий Огнивцев НСНБР
 
ИСТОРИЯ
Старинное село Куркино на реке Сходне вошло в состав столицы лишь в 80-х годах XX в. В сохранившихся источниках оно упоминается лишь с начала XVII в., хотя, несомненно, существовало гораздо раньше. Приоткрыть завесу неизвестности помогает обращение к топонимике и тот факт, что в переписной книге 1686 г. фигурируют два других названия этого села: Константиновское, Курицыно тож.
Судя по второму из них, село, по всей видимости, могло принадлежать Григорию Ивановичу Курице Каменскому, боярину и наместнику великой княгини Марии Ярославны в Ростове в третьей четверти XV в. Он стал родоначальником фамилии Курицыных. Позднее название села, происходившее от их фамилии, постепенно трансформировалось и превратилось в Куркино.
Согласно писцовой книге 1623 г., сельцо Куркино принадлежало двум владельцам. Одна половина с прилегавшими землями составляла вотчину князя Ивана Ивановича Одоевского, купившего её в 1617 г. у своей невестки Анны Ивановны. Другая половина сельца сначала числилась за Плакидой Мякининым, а в 1622 г. её купил у него Тимофей Боборыкнн. В сельце находились два двора вотчинников, где жили их «деловые» люди, два людских двора (2 человека), 8 крестьянских и 5 бобыльских дворов, в которых значились 22 человека.
Киязь Иван Иванович Одоевский в источниках упоминается с 1608 г., когда служил рындой при царе Василии Шуйском. Затем он воеводствует в 1613 г. в Вологде, куда был послан князем Д.М. Пожарским, позднее участвует в дипломатических переговорах с персидскими послами, был воеводой во Пскове, а в 1622 г. пожалован в бояре. В 1626 г. Иван Иванович назначается первым воеводой в Новгород, где тремя годами позже скончался. О его совладельце Тимофее Ивановиче Боборыкине сведений сохранилось меньше. В 1618 г. его посылают строить Кузнецкий острог в Сибири, воеводой которого затем он и оставался вплоть до 1622 г., когда возвратился в Москву и приобрёл подмосковную. В 1633 г. в Муроме и Нижнем Новгороде он собирал ратных людей, через некоторое время видим его при дворе, а ещё через несколько лет сведения о нём обрываются.
В 1639 и 1641 гг. Куркино скупил по частям боярин и воевода князь Алексей Иванович Воротынский. Новый владелец был человеком очень близким ко двору, будучи женатым на сестре царицы Евдокии, жены царя Михаила Романова, — Марии Лукьяновне Стрешневой, и умер ещё нестарым человеком в бытность полковым воеводой в Туле, в июне 1642 г. После его кончины Куркино перешло во владение его единственного сына, боярина и дворецкого, князя Ивана Алексеевича Воротынского, являвшегося по матери двоюродным братом царя Алексея Михайловича и участвовавшего во всех его походах. По переписи 1646 г., в Куркине и соседней деревне Барашки состояло 23 крестьянских и 3 бобыльских двора, где проживало 62 человека. Около 1678 г. на средства И.А. Воротынского в селе была построена каменная церковь во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Перепись 1678 г. рисует картину богатой боярской усадьбы со значительным штатом холопов. Тогда в Куркине было 22 двора конюхов, псарей, сокольников и истопников и 14 крестьянских дворов, в которых жили 48 человек. В деревне Барашки числилось 5 крестьянских дворов. После смерти И.А. Воротынского в июне 1679 г. род князей Воротынских пресёкся, а вотчина досталась его вдове княгине Настасье Львовне.
Княгиня в 1691 г. променяла Куркино и Барашки патриарху Адриану. Последний послал в благодарность ей «образ Пречистые Богородицы Владимирския, оклад и венец» за то, что «поступилась» селом и деревней в «дом Пречистыя Богородицы и святейшему патриарху».
По описанию 1704 г., в Куркине и Барашках имелось 36 крестьянских дворов, в которых жили 115 душ. Кроме того, у церкви находились дворы священника и дьячка. В середине XVIII в. Куркннская церковь приходит в ветхость. Местный священник обращается с просьбами о её ремонте в Синодальное экономическое правление. Средства были отпущены, и во второй половине XVIII в. производились «возобновление и почннка» храма. В результате работ основной объём здания был сохранён, но паперти и крыльцо были утрачены. Первоначальная архитектурная обработка сохранилась на восточной стене и барабане главы церкви.
После секуляризации церковных земель в 1764 г. куркннские крестьяне перешли в управление Коллегии экономии, а затем слились с общей массой государственных крестьян. По данным 1760 г., в Куркине было 30 дворов, где проживало 170 душ обоего пола. С проведением Петербургского шоссе часть куркинскнх крестьян переселилась в деревню Кобылья Лужа, возникшую при этой дороге. В 1850-х годах Куркино становится центром волости. Согласно ревизии 1858 г., здесь имелось 33 двора и 209 душ крестьян.
По реформе 1861 г. местным крестьянам было выделено 584 десятины земли, или 2,8 десятины на одну ревизскую душу. Этого количества было явно недостаточно, и поэтому хозяйство крестьян начинает в основном поддерживаться преимущественно неземледельческими заработками.
В конце XIX в. в Куркине насчитывалось 39 семей и 306 душ. Среди них грамотных и учащихся было 36 человек. Все крестьяне, кроме одной семьи, обрабатывали свою землю. При этом 25 семей имели плуги, а один двор и наёмных работников. Все семьи были связаны с различными неземледельческими промыслами. Наряду с мужскими развивались и женские промыслы. В 29 дворах женщины вязали чулки и носки на продажу.
В сентябре 1872 г. местное крестьянское общество продает из своего надела 30 десятин статскому советнику Григорию Антоновичу Захарьину, выдающемуся врачу-терапевту, основателю московской клинической школы, профессору и директору терапевтической клиники Московского университета, почётному члену Академии наук. Он часто приезжал в свою усадьбу, построенную около села, общался с местными жителями, помогал крестьянам хлебом и деньгами, делал денежные взносы в пользу церкви.
Будучи человеком состоятельным, Григорий Антонович большие денежные средства жертвовал на стипендии и пособия неимущим студентам, Московскому университету и Физико-медицинскому обществу. С момента назначения профессором университета Захарьин передавал своё жалованье нуждающимся студентам, на свои средства посылал за границу учеников для усовершенствования знаний. Большие суммы он выделял для начальных школ Пензенской и Саратовской губерний, с которыми были связаны его детство и юность. Он и члены его семьи содействовали созданию в Москве Музея изящных искусств.
По инициативе его дочери П.Г. Подгорецкой в 1899 г. в Куркине, у церкви, по проекту Ф.О. Шехтеля была построена фамильная часовня, где были похоронены сам Г.А. Захарьин, его жена и сын Сергей. Для увековечения их памяти родные по специальному проекту архитекторов и художников И.Э. Грабаря, А.И. Клейна н А.В. Розенберга построили в усадьбе больницу-памятник. Больница «Захарьино» начала работать в 1914 г., а в феврале 1915 г. в ней был открыт госпиталь для воинов.
В начале 1900-х годов в Куркине проживало более 220 душ, имелись начальная церковно-приходская школа, две чайных и две мелочных лавки. В 1908 г. организуется кредитное товарищество, предоставлявшее ссуды крестьянам.
Через десять лет после революции, в 1927 г., в Куркине проживало 360 человек, т.е. почти в полтора раза больше, чем в начале XX в. Было восстановлено и даже увеличилось поголовье скота по сравнению с дореволюционным временем. У крестьян имелось 50 лошадей, 58 голов крупного рогатого скота и 55 овец. Значительно уменьшилось количество крестьян, имевших подсобные заработки. Это объяснялось прежде всего закрытием после 1917 г. промышленных предприятий, находившихся поблизости от села. В 1927 г. кустарными промыслами занимались 8 человек в 8 хозяйствах: 4 столяра и 4 других кустаря. На фабрике работал только один человек. Двое занимались извозным промыслом и шестеро имели другие подсобные заработки. Два двора сдавали внаём свои жилые помещения.
В годы нэпа возобновило свою деятельность кредитное товарищество. Число его членов в короткий срок выросло в несколько раз. Если в 1925 г. ими являлись 169 человек, то через два года — 734 человека. С началом коллективизации в 1931 г. кредитное товарищество было ликвидировано, а в Куркине организовали колхоз «Красные всходы». На территории больницы «Захарьино» вместо госпиталя в 1920 г. разместился детский костно-туберкулезный санаторий, а в 1923 г. он был перепрофилирован на лечение легочного туберкулеза. В санатории в 1920-х годах жили и работали: хирург С.С. Юдин, живописец-передвижник Н.А. Касаткин, заведовавший здесь художественно-просветительской студией, художница А.Л. Ржевская. Консультационную работу в санатории вёл один из основоположников детской хирургии профессор Т.П. Краснобаев. Существенный вклад в развитие больничного центра внёс видный фтизиатр профессор В.А. Воробьёв. Осенью 1920 г. в санатории отдыхал и работал известный живописец и график A.M. Васнецов. Здесь им был написан этюд с видом на долину Сходни.
В период Великой Отечественной войны многие жители села ушли на фронт, оставшиеся в тылу трудились на оборонных заводах Москвы и Подмосковья, в местном колхозе. Находившаяся поблизости от Куркина фабрика № 3 выпускала шинельное сукно и одеяла для армии. В санатории «Захарьино» зимой 1941/42 гг. размещался госпиталь. В феврале 1942 г. он был реорганизован в городскую туберкулезную клиническую больницу.
В послевоенные годы в результате укрупнения Куркинский колхоз включили в состав большого совхоза «Путь к коммунизму», позднее ставшего аграрно-торговым предприятием «Химки». В марте 1984 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР Куркино было передано в подчинение Московскому городскому совету, а в декабре 1985 г. включено в состав Москвы. В 1990-е годы здесь началось массовое жилищное строительство.
По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».
 
Георгий Огнивцев Новости...
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий