Взаимодействующая с Миграционной службой общественность
обсудила миграционную и эпидемиологическую обстановку в столице России.
В Москве состоялось плановое заседание Общественно-консультативного
совета при УФМС России по г. Москве, возглавляемого генеральным директором
Фонда развития международных связей «Добрососедство» Николаем Алисовым.
В получившем большой общественный резонанс
мероприятии приняли участие более девяноста членов ОКС, его Научно-экспертного
совета и других рабочих групп, учёные, общественные деятели, преподаватели,
представители диаспор, органов государственной власти и местного самоуправления,
в частности Департамента здравоохранения и Роспотребнадзора Москвы, средств
массовой информации.
Как отметил в своём вступительном слове Николай Алисов
высокая явка участников стала показателем того, что, заявленные темы заседания,
в частности «О влиянии внешней миграции на эпидемиологическую обстановку в
столице» волнует общественность нашего города, всех его жителей.
С информацией о миграционной ситуации
перед участниками Совета выступил заместитель начальника УФМС России по г.Москве Сергей Антонников,
подробно проинформировавший участников заседания о состоянии, динамике и
тенденциях миграционной обстановки в столице, а также мерах, направленных на
усиление контроля за ситуацией.
Согласно официальным данным в настоящее
время на учете в УФМС состоит более 399 тысяч иностранных граждан, что на 14%
больше, чем за аналогичный период прошлого года (351 тыс.). За четыре месяца
2012 года на учет было поставлено 584 654 иностранцев (рост на 5,9%), из
которых со служебной целью в Россию прибыло 11 147 человек, с целью
туризма 51 154, деловой 60 875, учебной – 20 302, частной
205 508, гуманитарной 1 013. Указали, что их целью является «работа»
228 777 человек, указали, что прибыли к нам с другими целями 5 878
зарубежных приезжих.
За этот период УФМС Москвы было оформлено
77 104 разрешений на работу, против 68 396 за тот же период прошлого
года, оформлено 58 042 патентов (25 671 за аналогичный период прошлого
года).
Обращает на себя внимание тот факт, что,
несмотря на рост числа иностранных граждан, в столице по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года зафиксировано на 7,2% меньше преступлений,
совершенных жителями «ближнего зарубежья» - 2 766 (в прошлом году 2980),
что составляет 5,4% от всего числа преступлений, совершённых в столице.
По протоколам, составленным сотрудниками
УФМС, было наложено судами штрафов почти на 50% больше, чем в прошлом году.
Сотрудниками УФМС было взыскано штрафов более чем на 207 миллионов рублей,
что больше аналогичного периода прошлого года на 88%. Из Москвы за четыре
месяца было выдворено 2 384 иностранных граждан и лиц без гражданства –
это на треть больше, чем в прошлом году.
О заседании Научно-экспертного совета ОКС
(сопредседатели В.В.Блажеев и М.Г.Делягин), посвященном теме
«Национальный вопрос в переписи населения. Москва и Россия», прошедшем по
традиции в Зале Учёного совета Московской государственной юридической академии
(МГЮА) имени О.Е. Кутафина собравшимся сообщил Ответственный секретарь - член
ОКС, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий
Московский, коснувшийся проблемы искажённого и, возможно, злонамеренного
информирования москвичей о численности находящихся на территории столицы
иностранных рабочих. Подобная «информация», очень похожая на целенаправленную пропаганду,
формирует негативный общественно-политический фон, и не только приводит к
межнациональной напряженности, но и подрывает доверие к органам власти всех
уровней. По его мнению, гиперболизация не так безобидна, как кажется на первый
взгляд. Она не только формирует в массовом сознании искаженную картину мира и
приводит к неверным управленческим решениям, как на государственном уровне, так
и в бизнес-деятельности. Нет сомнения в том, что подобная информация
провоцирует рост ксенофобии и служит питательной средой для всякого рода
экстремистских групп.
Как сообщил Ю.Московский, на прошедшем заседании
НЭС ОКС, посвященном итогам переписи населения, со специальным докладом «Итоги
переписи населения Российской Федерации в 2010 г . Национальный состав
населения» выступил заместитель руководителя Федеральной службы государственной
статистики (Росстат) Максим Дианов.
Сравнительный анализ итогов переписи 2002 и 2010 гг.
показал, что в России продолжается процесс урбанизации, который затрагивает
людей всех национальностей.
Участники заседания НЭС ОКС отметили, что результаты
переписи опровергают слухи, распространяемые в СМИ и Интернете о том, что в
России происходит стремительное изменение национального состава населения.
Ю.В.Московский отметил что, Москва, Московская область и
Московский регион в целом населены преимущественно русским населением. Так в
столице почти 92% назвали себя русскими, а в Московской области 93%, что выше общероссийских
показателей.
В Москве при населении, согласно данным переписи
11 503 501 человек русских 9 930 410, при том, что в 2002
году перепись зафиксировала 10 382 754 человек, из которых
8 808 009 назвали себя русскими.
В целом же, если население Московского региона увеличилось
с 17 миллионов до 18,6 миллиона человек, русских стало больше на 1,3 миллиона
человек (было 14,8 млн. – стало 16,1 млн.).
Участники заседания НЭС отмечали, что, естественно, нельзя
абсолютизировать итоги переписи, но других, более объективных данных нет.
По их мнению, для того, чтобы данные последующих переписей
были всеобъемлющими и объективными, а самое главное, не вызывающими сомнений, при
их проведении потребуется, согласно практике многих стран, введение
обязательного, а не добровольного, участия в них как граждан Российской
Федерации, так и иностранцев, оказавшихся на её территории во время ей
проведения, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными
соглашениями.
Для объективного анализа ситуации в период модернизации
возможно потребуется более частое проведение общих промежуточных переписей, а
также локальных переписей в крупных городах. Также необходимы иные формы
мониторинга реальной ситуации с миграционными потоками в стране.
На этом нельзя экономить.
Дешевая статистика слишком дорого обходится государству, да
и всему обществу...
Также участниками заседания НЭС ОКС отмечалось, что
необходимо вывести Росстат из состава Минэкономразвития. Следует отметить, что
в настоящее время при реструктуризации Правительства России это было сделано.
Росстат сейчас подчиняется Председателю Правительства напрямую.
Ведущий эксперт Департамента политического
консалтинга Российско-азиатского Союза промышленников и предпринимателей Григорий
Трофимчук поддержал позицию Юрия Московского, отметив, что намеренная «мифологизация» и даже «демонизация»
отдельных миграционных сфер является серьёзным инструментом для давления на
профильные ведомства – ФМС России и УФМС России по г. Москве. Помимо искаженных
данных о находящихся в Москве мигрантах, информационной обструкции подвергаются
требования В.В. Путина о необходимости владения русским языком и т.д. Как раз
здесь неправительственные организации, участники Общественного совета при УФМС,
должны сыграть свою роль, направленную на стабилизацию обстановки. Внимательнее
к своим общественным обязанностям должны отнестись и лидеры национальных
общественных организаций, которые представляют в Москве своих
соотечественников: они первыми должны оказывать содействие российской власти в
её инициативах, направленных на оптимизацию миграционной составляющей, в том
числе в работе по изучению русского языка. В частности, как отметил Г.Трофимчук, РАСПП предлагает издать
серию плакатов, на которых в простой и доступной форме будет зафиксирован
установленный законом образец единого медицинского документа, которым должен
обладать трудовой мигрант.
Участник Научно-экспертного Совета ОКС, генеральный
директор Института региональных проблем Дмитрий
Журавлев также поддержал тезис Ю.Московского о значении позитивной достоверной информации в борьбе с
ксенофобией и экстремизмом, обратив
внимания на ту роль, которую сыграла перепись населения в получении обнародованных
сведений. Он предложил качественно улучшить и увеличить число вопросов «национального»
и «регионального» сегмента в следующих переписях, заметив, что в уклонении
мигрантов от переписного и иного учета зачастую виноваты не они, а
работодатели. Нелегальная рабочая сила в России пока заведомо дешевле
легальной. Следовательно, необходимо выработать механизмы давления на
нарушителей. Сегодняшние штрафные санкции не соизмеримы с выгодами от нарушения
закона. Необходимо не только ужесточение штрафных санкций, но и введение
уголовной ответственности с последующей правоприменительной практикой для
злостных предпринимателей-нарушителей.
Следующей темой повестки дня стало
обсуждение вопроса «О студенческой и школьной практике волонтеров в УФМС России
по г.Москве»
По данному вопросу, вызвавшему большой интерес участников
заседания, выступил руководитель рабочей группы по взаимодействию с молодёжью и
молодежными организациями, член ОКС Герман Косаковский. Герман сообщил
собравшимся, что совместно с Государственным
бюджетным учреждением города Москвы «Гражданская смена» Департамента семейной и
молодёжной политики города Москвы (директор Сергей Новиков) начат
пилотный проект по участию волонтеров из числа студентов и школьников старших
классов в прохождении практики в подразделениях УФМС. Во время неё будет
отрабатываться методика работы с молодёжью для максимально эффективной
взаимовыгодной волонтерской работы в УФМС в самое напряженное летнее время, а
также в другие декады. Об итогах проекта его руководителями будет доложено
участникам ОКС, также его ход будут освещать СМИ, взаимодействующие с Советом.
С докладом по основному вопросу повестки
дня «О влиянии внешней миграции на эпидемиологическую обстановку в столице» выступил
директор медицинского центра
Всеволод Храмцов.
Согласно
обнародованным им данным, среди приезжих число страдающих такими опасными
инфекционными заболеваниями, как туберкулез, СПИД, сифилис, гепатит, в
несколько раз больше, чем среди москвичей. Ухудшает ситуацию и то, что реальных
данных о состоянии здоровья приезжих практически нет, так как заболеваемость
иностранных работников выясняется зачастую только тогда, когда они попадают в
стационар во время обследования. Но и это не гарантия их дальнейшего лечения,
так как к врачам они не ходят, а по указанным адресам зачастую не живут. Сотни
диагнозов по туберкулезу и другим заболеваниям мигрантам ставятся вне больницы,
зачастую после смерти, у многих болезнь развивается и приводит к летальному
исходу в течение года, что тоже трудно выявить. Это ведет к заражению не только
общающихся с инфицированными российских граждан, но в первую очередь их соседей
и товарищей по работе.
В настоящее
время иностранные рабочие, въезжающие в Россию в безвизовом режиме, не обязаны
представлять справку о своем здоровье сразу после появления в стране, и могут
не проходить медицинское обследование, находясь в поисках работы до 90 суток. И
это при том, что согласно исследованиям каждый седьмой из них болен различными
инфекционными болезнями, а заболеваемость туберкулезом среди них находится на
уровне 3% от числа обследуемых. К тому же, после того, как временные трудовые
мигранты получили право работать у физических лиц по патентам, оплачивая
ежемесячно 1 тысячу рублей, не проходя при этом медицинское обследование, они
потеряли право на бесплатную медицинскую помощь, если не приобретают
соответствующий медицинский полис. В результате бюджеты Москвы и России
тратят большие деньги на лечение, обеспечение вызовов неотложной помощи
иностранными гражданам, заболевшим ещё до въезда в Россию, и не должными вообще
пересекать её границы. Да и их последующее содержание в спецприемниках и депортация также стоят денег
налогоплательщиков, отнимая ресурсы у и без того перегруженных госструктур.
Такими темпами к 2020 году мы будем
тратить на лечение мигрантов 20 процентов бюджета, выделенного на
здравоохранение, число поддельных документов дойдет скоро до 60%, а
заболеваемость среди мигрантов в 20-30 раз превысит среднероссийскую - считает В.Храмцов.
Доктор уверен, что необходима база по обследованию зарубежных мигрантов, нужен
универсальный медицинский полис приезжего, выдаваемый при въезде, по которому иностранным
рабочим и просто гостям страны смогут оказывать помощь в любом регионе страны.
Причем это должно касаться и патентников, которые сегодня совсем не
обследуются. А ведь они чаще других, в качестве ремонтников или нянек входят в частные
жилища.
Кроме того,
отсутствие единой базы, работающих в «вахтенном» режиме не позволяет
отслеживать выполнение лечения выявленных больных. Не получая лечения, так как
нет доступной медицины и денег, не ощущая опасности для себя и окружающих,
мигрант второй раз не идет на обследование и становится нелегалом или покупает
фальшивые медицинские справки. Эксперты считают, что на сегодня примерно 20-30
процентов выданных медицинских книжек поддельные, а выданные «настоящие» также
стоит подвергнуть большим сомнениям из-за поверхностного или вовсе
отсутствующего медицинского осмотра.
По мнению В.Г.Храмцова для решения всех этих проблем в России назрел вопрос о создании
специальных медицинских центров для обследования иностранных работников.
Эта мера поможет снизить смертность
от инфекционных заболеваний в России, ведь ежегодно от них умирает 600-800
тысяч россиян.
По мнению участвовавшего
в заседании Представителя столичного департамента здравоохранения Алексея
Тарнавского, у предложений доктора Храмцова есть будущее, но для
этого необходимо обновление законодательной базы.
Начальник
отдела Роспотребнадзора Москвы Татьяна Иванова обратила внимание на то,
что больных намного больше, чем указывается в отчетах. По ее словам, у нас
отсутствует замкнутая система медосвидельствования мигрантов.
Роспотребнадзор оформляет документы по нежелательному пребыванию граждан других
стран на территории страны. Но нужна единая база при въезде в Россию, чтобы те,
кто не желает лечиться, уже никогда не могли вернуться, ведь от них исходит
реальная опасность.
В качестве
положительного примера работы с мигрантами в области медицины Т.Иванова привела опыт
Санкт-Петербурга, где отлажена система «одного окна» и в одном месте приезжим
из-за рубежа оказывают все услуги, включая перевод и выдачу документов.
Её поддержал и главный
врач Московского научно-практического центра дерматовенерологии и косметологии
Департамента здравоохранения города Москвы Александр Полев, заметивший,
что статистики по заболеваемости мигрантов в Москве в полной мере нет, а многие
существующие медицинские центры, выдающие медицинские справки, просто не подают
свои данные. «Я никогда не видел такого количества фантиков, а они принимаются
как реальные документы, - говорит Полев. - Единая же информационная база, о
которой так много говорили, пока только намерение, а не свершившийся факт».
Член Научно-экспертного совета ОКС при УФМС Москвы, президент
Фонда «Институт развития» и вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев высказал мнение, что доложенные на Совете данные об
эпидемиологической обстановки в городе вызывают ужас. Он призвал Совет
обратиться совместно с Общественным советом города Москвы к Правительству
Москвы с предложением о создании Межведомственной комиссии для разработки экстренных
мер по нормализации эпидемиологической обстановки в городе. В состав
Межведомственной комиссии, по мнению докладчика, должны войти представители
ряда департаментов Правительства Москвы и ряда федеральных ведомств -
департамента здравоохранения, департамента труда и занятости, департамента
жилищно-коммунального хозяйства, несущего непосредственную ответсьвенность за
допущение массового проживания мигрантов в нежилых помещениях в Москве, ФМС,
МВД, Прокуратуры, Роспотребнадзора, Минздравсоцразвития, Минсоцтруда и
Росстата.
В задачи Межведомственной комиссии должны входить: в первую
очередь, подготовка постановления Правительства Москвы о немедленном запрете
трудоустройства мигрантов без законной медицинской аттестации, суровых санкциях
против нарушителей этого порядка, как из числа работодателей, так и из числа
работников, немедленной высылке за пределы России всех опасных в
эпидемиологическом смысле больных иностранцев, о разработке системы
медицинского и эпидемиологического учета иностранцев в Москве и о максимально
широком информировании жителей Москвы о принятых мерах.
Во вторую очередь Межведомственная комиссия должна
разработать поправки к действующему федеральному законодательству,
Постановлениям Правительства РФ и другим подзаконным актам, необходимые для
нормализации эпидемиологической обстановки в Москве. Комиссия должна также, в
инициативном порядке, разработать основы межгосударственных соглашений
Евразийского экономического союза в части единого трудового пространства, так
чтобы в процессах трудовой миграции в Москву в рамках ЕЭС обеспечивалась
эпидемиологическая безопасность города. Организацией работы этой Комиссии
должно, по, мнению Милитарева,
заниматься УФМС России по г.Москве с привлечением возможностей
Общественно-консультативного совета, возглавляемого Н.Алисовым.
В.Милитарев также подчеркнул важность роли московских
национальных организаций в деле разработки, поддержки и пропаганды планируемых
мероприятий по обеспечению эпидемиологической безопасности в Москве.
Выступавшие на
заседании, как впрочем, и участники обсуждений его итогов в Интернете,
отмечали, что конечно же не только иностранные рабочие являются причиной
инфекционных заболеваний москвичей. Поддельные медицинские справки и липовые
освидетельствования массово получают как иностранцы, так и граждане России.
Внутренняя миграция, значительно превосходящая зарубежную, происходит в
условиях слабости медицинского контроля и безответственности как самих граждан,
так и ответственных структур. Грязь и
антисанитария, разводимые бомжами, кучкующимся возле метро, вокзалов и
супермаркетов, на которых, кажется никто из обязанных следить за безопасностью
горожан, не обращает внимания, также вносят свой значительный вклад в дело
заражения россиян различными заболеваниями.
В свете
приведенных на заседании данных и высказанных мнений весьма актуально звучит
предложение, высказанное на заседании Общественного Совета города Москвы
(председатель Совета В.И.Долгих, председатель Комиссии по делам
национальностей и миграционной политике М.Г.Котовская), проведенного
при участии Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, о
том, что в качестве одного из шагов по наведению элементарного порядка необходимо
сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным
гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в
режиме on line, а также обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на
оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан,
(прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально
опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции.
Причём в этом
заинтересованы не только россияне, но и сами иностранные рабочие, которые
подвергаются наибольшей опасности от нахождения в одних помещениях с больными.
И начинается это буквально с момента их путешествия в Россию, ведь они едут
вместе с больными в одних поездах и автобусах, летят на одних самолетах. Так
что в выявлении и профилактике инфекционных заболеваний заинтересованы все.
Что поможет не только улучшить
эпидемиологическую обстановку в России и сопредельных государствах снизить
смертность среди населения и улучшить демографическую ситуацию, но и будет
способствовать росту взаимного доверия и развития добрососедских отношений
между странами и народами.
Антон Синицын
При
подготовке статьи были использованы материалы Олега Фочкина («Вечерняя Москва»)
и портала Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП)
Краткая справка:
Общественно-консультативный совет при УФМС
России по г. Москве - совещательно-консультативный орган, созданный в
соответствии с приказом ФМС России в целях наиболее эффективного взаимодействия
Управления Федеральной миграционной службы с общественными, научными
организациями и представителями бизнеса при реализации миграционной политики.
Среди основных задач Совета рассмотрение инициатив
общественных объединения, а также научных и управленческих инициатив, связанных
с решением наиболее сложных проблем миграции, развитие взаимодействия УФМС
России по г. Москве с общественными объединениями, научными учреждениями и
использование их потенциала для повышения эффективности реализации
территориальным органом законодательства Российской Федерации в сфере миграции
населения и его совершенствования, формирования обоснованных и взвешенных
предложений по основным направлениям государственной миграционной политики. Решения
совета носят рекомендательный характер.
В
состав Совета входят Ректор Московской государственной юридической академии (МГЮА)
В.В.Блажеев, Герой России С.А.Петров, руководитель Центра
межнационального образования «Этносфера» Ю.А.Горячев, директор
Института проблем глобализации (ИПРОГ) М.Г.Делягин, президент
Общероссийской общественной организации «Деловые женщины России» Н.Л.Костина, профессор Академии ФСБ В.А.Власов, помощник начальника
Московского городского штаба народной дружины
Г.Г.Вовк, вице-президент
МедиаСоюза Е.К.Зелинская, директор Центра общественных технологий А.О.Потеряхин, член Кабинета Дублера Правительства Москвы Г.Г.Косаковский,
директор проектов Программы «Добрососедство» Ю.В.Московский, председатель профсоюза работников телевидения К.А.Нестеров, шеф-редактор журнала «BIS JOURNAL» В.К.Павлов, Генеральный
директор Восточноевропейского межрегионального миграционного центра Е.Е.Растегаев, генеральный директор
Туристической компании «Спутник-Столица» В.А.Рудаков, вице-президент Международной
Консалтинговой Корпорации С.Н.Пархоменко, генеральный директор ЗАО «Сфера» А.А.Бодров, генеральный
директор Московского Инвестиционно-торгового Центра Жилья, вице-президент
Российской гильдии риэлторов И.М.Горский, киносценарист Хван Ю.С.,
заместитель главного редактора «Российской газеты» И.А.Черняк, заместитель
председателя Московской Федерации Профсоюзов С.А.Чиннов, директор
Института политических инноваций А.В.Шапошников, заместитель директора
Научно-исследовательского института социальных систем при МГУ им.
М.В.Ломоносова А.Ю.Шелухин, председатель
Совета ветеранов УФМС России по г. Москве Г.Н.Лешан и другие
общественные деятели, учёные, предприниматели, представители СМИ.
Действуют Научно-экспертный совет ОКС (ученый секретарь А.Т.
Гаспаришвили) и рабочие группы Совета, в частности по взаимодействию с
молодежью и по работе со СМИ (Г.Г.Косаковский).
В работе Совета участвуют депутаты
Государственной Думы России И.Н.
Габдрахманов, Е.Л.Николаева, Т.Н.Москалькова, В.В.Соболев, депутаты Московской Городской Думы М.В.Антонцев, С.А.Гончаров, И.Ю.Святенко,
А.Е.Клычков, руководитель
Департамента труда и занятости Правительства Москвы О.В.Нетеребский, руководитель Московского городского совета
общественных пунктов охраны порядка Т.Л.Косаревич, начальник Московского
городского штаба народной дружины В.И.Семерда, предприниматели, учёные, представители общественности.
Возглавляет Общественно-консультативный совет при УФМС
России по г.Москве генеральный директор Фонда развития международных связей
«Добрососедство» Н.А. Алисов.
Информация о работе ОКС регулярно размещается на Портале
«Добрососедство» (www.dobrososedstvo.info).
Координаты для связи: ответственный
секретарь Московский Ю.В.: Т. 8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий