Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые друзья! Сегодня мы
рассмотрим предложения, направленные на повышение эффективности инвестирования
в российскую экономику, создание разумных, равных условий для ведения бизнеса и
стимулирование предпринимательской активности.
Тема, мягко говоря, не самая свежая, потому что мы об этом
говорим постоянно, но с учётом того, что ситуация существенно не улучшается,
приходится обращаться к этой теме в очередной раз.
Напомню, что в прошлом году в Магнитогорске я давал
конкретные поручения. Кое-что выполнено, многое оставляет желать лучшего. Тем
не менее по итогам прошедшего года рост инвестиций в основной капитал составил
более шести процентов. Это произошло в значительной мере благодаря
благоприятной макроэкономической ситуации, государственной поддержке
инвесторов, расширению возможностей для конкуренции (в ряде случаев это тоже
было) и увеличению объёмов государственного и муниципального заказа.
Есть и такая цифра (не знаю, должна ли она нас радовать или,
наоборот, огорчать): по данным Всемирного банка, Россия вошла в число 25 из 183
самых прогрессивных стран в части улучшения инвестиционного климата за
последние шесть лет. Явно какой-то прогресс наблюдается, но сам по себе
результат, я думаю, никого из присутствующих удовлетворить не может. Очевидно,
что этот результат не годится для государства с таким потенциалом, как у
Российской Федерации.
Бизнес остаётся у нас довольно сложным и рискованным делом,
причём это касается не только частного бизнеса, не только малого бизнеса или,
наоборот, крупного бизнеса, это касается даже того бизнеса, который мы с вами
затеваем, – имею в виду проекты, которые выполняются в рамках Комиссии по
модернизации.
Один из таких примеров – строительство
научно-производственного комплекса для фильтрации плазмы крови в Дубне.
Понятно, что от его строительства зависят жизни десятков, может быть, даже
сотен тысяч людей. Но, к сожалению, несмотря на то, что это вроде бы приоритет
– комиссия этим занимается, на президентском контроле находится, – тем не
менее, как мне докладывают, монтаж оборудования даже не начинался, не
обеспечены электроэнергия, тепло, коммуникации не подведены, не введён
таможенный пост на территории соответствующего предприятия. Воспользоваться
льготой и разместить технологическую линию без уплаты таможенных платежей и,
соответственно, НДС просто невозможно.
Подчёркиваю ещё раз, это касается предприятия, которое
находится под прямой опекой комиссии. Это печально.
Надо с этим всем разобраться, и я поручаю руководителям
рабочих групп комиссии проконтролировать ход выполнения проектов по всем
направлениям и разобраться, конечно, в причинах отставания от графика, а также
установить ответственных и обеспечить реализацию проектов в установленные
сроки.
В прошлом году мы, по сути, завершили вступление страны в
ВТО, был образован Таможенный союз, и это всё должно заставить нашу
административную машину крутиться гораздо быстрее. Это означает то, что мы
сознательно идём на ужесточение конкурентных условий, открываем новые
возможности не только для своего, но и для иностранного бизнеса. Поэтому тем
более недопустимо снижение конкурентоспособности российских предприятий из-за
того, как работает наша административная машина.
Напомню, что в прошлом году был введён в действие институт
инвестиционных уполномоченных Президента в федеральных округах. Они уже
несколько месяцев отработали, можно сказать, что проанализировали основные
проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы в регионах, а они, я думаю, и так
всем очевидны. Это запутанность процедур, их сложность, которая связана с
утверждением документации по инвестиционным проектам, необоснованные отказы в
выделении земельных участков или, если речь не идёт о земле, то, естественно,
необоснованные отказы в продлении договоров аренды, проблемы с коммуникациями,
с подключением инженерного оборудования. В общем, всё то же самое.
Есть и тема, которую инвесторы отдельно упоминают, – это
систематические трудности с таможенными службами. Об этом, может быть, есть
смысл поговорить отдельно. Задача таможни не заключается в том, чтобы только
собирать денежные средства в казну. Таможня должна быть тоже интегральным
механизмом помощи и поддержки предпринимательства в стране, а не барьером.
Поэтому нам нужно определиться с ключевыми направлениями работы комиссии, имею
в виду улучшение инвестклимата. Естественно, смысл нашего сегодняшнего собрания
заключается в том, чтобы обсудить те вопросы, которые мною упомянуты, которые
вы, уважаемые коллеги, затронете, и сформулировать и подготовить правильные
поручения.
О чём хотел бы ещё сказать. Во-первых, нам нужны базовые
решения по тарифной политике естественных монополий, причём на среднюю и
долгосрочную перспективу. На законодательном уровне уже действуют правила,
благодаря которым плата за подключение сократилась практически в два раза.
Кроме того, ограничены необоснованные доходы сбытовых организаций,
регламентированы и условия договора на подключение. Но это касается
электроэнергетики. Аналогичные подходы с соответствующими, конечно, нюансами
должны быть распространены и на взаимодействие с другими монополистами, а этого
не сделано пока. Видимо, у них просто лоббистский ресурс повыше, чем у
электроэнергетиков.
Второе. Реформирования требует система таможенного
администрирования. К сожалению, до сих пор не работает электронное
декларирование, документы в значительной мере приходится оформлять на бумаге.
Есть информация о том, что таможенные посты закрываются без каких-либо
согласований или предупреждений. В результате растёт стоимость таможенных
услуг, складских услуг, а скорость оформления грузов (в общем, она тоже всем
известна, о ней даже говорить не приходится) просто ниже низшего.
Нужен чёткий порядок создания, реорганизации и ликвидации
этих таможенных постов, нужна более системная оценка работы таможенных органов
в целом. И электронная обработка документов: неоднократно говорили, что всё
хорошо, всё работает, но, к сожалению, работает всё только на очень небольшой
процент.
Третье – это развитие национального фондового и финансового
рынка, увеличение ликвидности фондового рынка, стимулирование российских
компаний к возвращению из зон особой благоприятности путём создания
соответствующих условий в нашей стране.
И конечно, нам нужно определиться с базовыми ставками налогов
и платежей на среднесрочную перспективу. Только такая предсказуемость будет
понятным плюсом для инвесторов, которые рассчитывают вкладывать деньги в нашу
экономику. Определённость, подчёркиваю, с базовыми ставками налогов – это
ключевой момент.
Наконец, необходимо внести изменения в систему контроля за
промышленной безопасностью. По тому, как работает Ростехнадзор, также будут
судить об инвестиционном климате. Во всяком случае, многие бизнесмены,
представители предпринимательского сообщества выражаются в том ключе, что
Ростехнадзор, к сожалению, жмёт ещё сильнее и ещё жёстче, чем раньше, например,
налоговые инспекторы. Конечно, нам необходимо исключить чрезмерный контроль, а
с другой стороны, сохранить и обеспечить безопасность не только строящихся, но
и уже сданных объектов.
И последнее, о чём хотел бы сказать, это безусловная и
всеобъемлющая информатизация всех услуг, всех процедур, с которыми сталкивается
бизнес. Необходимо внедрять на всех уровнях власти механизмы оценки затратности
этих услуг и их результативности. К этой работе должны быть всемерно привлечены
бизнес-ассоциации, общественные объединения предпринимателей и другие
общественные структуры. Это, кстати, одно из направлений, которым должно
заниматься так называемое открытое правительство.
Источник Президент.рф
Комментариев нет:
Отправить комментарий