Об аналитическом докладе «Сценарии развития
Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и
экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года»,
подготовленном под руководством академика РАН Андрея Кокошина
Вышедший
в свет под научным руководством академика-секретаря Отделения общественных наук
РАН, декана факультета мировой политики МГУ им. М.В.Ломоносова, экс-секретаря
Совета безопасности РФ Андрея Кокошина 103-страничный
аналитический доклад «Сценарии развития Восточной Сибири и российского
Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики
Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года» насыщен статистикой, экспертными оценками, ссылками на
исследования и разработки ученых институтов Отделения общественных наук РАН,
Сибирского отделения РАН, Дальневосточного отделения РАН, графиками, схемами. В
нем учтены все основные проекты по развитию горно-металлургического комплекса,
энергетики, транспортной инфраструктуры, машиностроения, сельского хозяйства,
лесной и деревообрабатывающей промышленности. Значительное внимание в докладе
уделено вопросам развития образования, науки и культуры в этих регионах.
В
докладе говорится о том, что развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока в
настоящее время сдерживается такими факторами, как депопуляция и низкая
экономическая плотность населения, слабое развитие энергетической, транспортной
и информационной инфраструктур, замедленное распространение инноваций,
преобладание негативного образа будущего в настроениях общественности и т.д.
В рамках исследования были проработаны три сценария развития
Восточной Сибири и Дальнего Востока и проведены оценки социально-экономической
ситуации в регионах к 2030 г .
вследствие реализации каждого сценария.
Первый сценарий, «От инерции к стагнации», предусматривает попытки
освоения ресурсов без существенного улучшения инфраструктурной и
технологической основы в условиях, когда мировая экономика развивается без
крупных потрясений. В рамках этого сценария бизнес продолжает осваивать ресурсы,
опираясь, в основном, на старую технологическую и
инфраструктурную основу.
Второй сценарий, «Падение в пропасть», описывает ситуацию в
регионе в условиях мирового
экономического кризиса, падения спроса на ресурсы и снижения цен на них. Возникнут проблемы
бюджетной обеспеченности. В результате постепенно будут сняты необходимые
ограничения на доступ иностранных
инвесторов к освоению
природных ресурсов, активно будут разрабатываться наиболее эффективные месторождения
на основе СРП. Освоение природных
ресурсов Сибири и Дальнего Востока в этом случае будет происходить все более
бессистемно и фрагментарно, а развитие инфраструктуры будет сведено в основном
к формированию инфраструктуры экспортного назначения.
Третий сценарий, «Новые возможности», предусматривает эффективное
сочетание комплексного развития ресурсного потенциала, человеческого капитала,
генерации и активного использования новых знаний и технологий. В этом случае
развитие минерально-сырьевой базы регионов происходит на системной основе с
выделением крупных центров экономического роста. По оценкам, реализация
сценария «Новые возможности» позволит увеличить совокупный ВРП регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока
в 5-6 раз к 2030 г .
по сравнению с 2010 г .
Среднедушевой ВРП в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в эом случае составит
в 2030 г .
48 тыс.долл., а численность населения увеличится до 16,8 млн. чел.
А.А.Кокошин отмечает, что большое внимание авторы доклада уделили
вопросам развития обрабатывающей промышленности в этом регионе, проблемам
экологии, развития транспортной инфраструктуры, не связанной только с
реализацией крупных проектов в топливно-энергетической и горнодобывающей
сферах.
Реализация инвестиционной программы в рамках сценария «Новые
возможности» требует как государственных капиталовложений, так и масштабных
частных инвестиций. По оценкам, целевой объем инвестиций в регионы Восточной
Сибири и Дальнего Востока в рамках сценария «Новые возможности» в течение
2011-2030 гг. должен составить до 590 млрд.долл. США в текущих ценах.
В рамках этого сценария, как отметил Кокошин, большие усилия
необходимо прикладывать для того, чтобы эти два региона не развивались как
сырьевые придатки других регионов России и соседних государств.
Такая программа развития Восточной Сибири и российского Дальнего
Востока, сказал Кокошин, должна быть неотъемлемой частью стратегии новой
индустриализации России, о которой говорил в своих программных заявлениях
Владимир Путин.
Кокошин отметил, что участие иностранных инвесторов должно
строиться на взаимовыгодной и равноправной основе с участием компаний из целого
ряда стран. Доминировать при этом должны отечественные частные инвестиции,
подкрепленные вложениями со стороны государства, сказал Кокошин. Эксперты
предлагают в зависимости от тех долей капитала, которые получают иностранные
инвесторы, определять, в том числе, их
вклад в реализацию различных инфраструктурных проектов, в том числе в
социальную инфраструктуру, сказал Кокошин.
При
разработке темы привлечения иностранных инвестиций мы должны оценивать
состояние соответствующих рынков не только в АР, но и в глобальном масштабе,
считает экс-секретарь Совета безопасности РФ. В частности, во взаимодействии с
нашими китайскими партнерами необходимо учитывать их весьма масштабную деятельность
применительно к аналогичным проектам в Африке и в Австралии.
В
ряде случаев речь пойдет, по-видимому, об участии в одном и том же проекте
инвесторов из разных зарубежных стран, считает Кокошин.
По
мнению заместителя директора Института экономики и организации промышленного
производства Сибирского отделения РАН профессора Андрея Коржубаева, данная разработка «во многом носит беспрецедентный
характер – по масштабам используемых данных, охвату конкретных проектов, предметности предложенных мер по обеспечению
ускоренного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в общероссийских
национальных интересах».
Бывший
заместитель министра иностранных дел РФ, профессор факультета мировой политики
МГУ имени Ломоносова Александр Панов отмечает, что в ходе работы над докладом
был проанализирован комплекс политических и экономических вопросов развития
взаимовыгодного и равноправного сотрудничества России с такими странами, как
Япония, Китай, Республика Корея, Монголия и другие страны АСЕАН. Панов, один из
крупнейших отечественных экспертов-востоковедов, считает, что «в целом
геополитическая обстановка в АТР благоприятствует такому сотрудничеству».
Кокошин
подчеркивает, что важным условием обеспечения национальных интересов нашей
страны, включая экономическую безопасность на Азиатско-Тихоокеанском
направлении, – адекватные военные усилия России. По словам бывшего заместителя
секретаря Совета безопасности РФ генерал-полковника Владимира Потапова,
«обеспечение должной обороноспособности России на этом направлении создает в
том числе необходимую политическую
основу для реализации многих крупных экономических проектов, в том числе с
иностранными партнерами».
Как
отметил академик Кокошин, «ускоренное развитие в Восточной Сибири и на
российском Дальнем Востоке современных высокотехнологичных производств, включая
высокую степень переработки сырья, обеспечения роста численности проживающих в
этих регионах россиян, создание для жителей этих регионов комфортных условий –
это одно из важнейших условий обеспечения реального суверенитета России и нашей
национальной безопасности на этом направлении.
Профессор
Владимир Саунин, декан Байкальской международной школы бизнеса Иркутского
госуниверситета отметил, что в разработке данного доклада в разной форме
приняли участие более 50 ученых и экспертов из академических институтов, вузов,
различных ведомств и частных компаний.
Как
отмечает Кокошин, в ходе работы над докладом были использованы результаты
целого ряда исследований институтов Российской академии наук по теме перспектив
социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, государственные
программы развития регионов, бизнес-проекты ряда отечественных компаний,
разработки Байкальской международной бизнес-школы Иркутского госуниверситета,
Института комплексных стратегических исследований во главе с профессором Олегом
Виханским. В том числе хотел бы отметить исследования и разработки институтов
РАН, возглавляемых академиками Валерием Кулешовым, Александром Татаркиным,
Павлом Минакиром, Виктором Ивантером.
Кокошин
считает, что для успешного развития этих регионов безусловно необходима и
специальная переселенческая программа – как за счет других регионов России, так
и других стран СНГ, особенно входящих в формирующееся Евразийское сообщество. О
необходимости такой переселенческой программы говорит, в частности, министр по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий Сергей Шойгу, который много и плодотворно занимается
проблемами оптимального развития этих регионов.
Эксперты
отмечают, что для успешной реализации переселенческой программы необходимо, в
частности, льготное ипотечное кредитование, безвозмездное предоставление в
пользование фермерам крупных земельных участков, выплаты переселенцам
значительных «подъемных» и другие меры.
Кокошин
отмечает, что роль полезных ископаемых, энергоресурсов для экономики этих
регионов очень велика, что это объективная реальность. Но эти регионы
необходимо развивать, опираясь на существующие предприятия и создавая новые
высокотехнологические отрасли: такие, как авиастроение, судостроение,
информационно-коммуникационные технологии и др., сельское хозяйство, банковский
сектор. Да и сама горнодобывающая промышленность, подчеркивает Кокошин, должна
развиваться с использованием новейших технологий, в том числе с минимальным
ущербом для экологии. Это же касается и предприятий топливно-энергетического
комплекса. Одна из важнейших задач при этом, говорит Кокошин, – «максимальная
локализация на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока производства новейшего
оборудования для добычи и глубокой переработки сырья».
Для
того, чтобы реализовывать стратегии развития этих регионов, отметил Кокошин,
необходимы все более глубокая и детальная аналитическая работа, подготовка
государственных решений многих очень непростых вопросов, в том числе с учетом
многомерного геополитического контекста.
Полагаю,
что речь должна идти и о применении для реализации этих стратегий индикативного
интерактивного планирования, а по ряду направлений, возможно, и директивного
планирования, сказал Кокошин.
В
ходе разработки данной многомерной проблемы, отметил Кокошин, были предложены
ряд мер управленческого характера. В том числе предлагается учреждение поста
вице-премьера в Правительстве РФ, ответственного за развитие этих регионов, создание
Корпорации развития Востока России, Банка развития Востока России с участием
российских и международных кредитных организаций и ряд других мер. В их числе,
в частности, создание Центра стратегического развития «Восток», базирующегося в
Иркутске. Под Востоком России при этом подразумевается Восточная Сибирь и
российский Дальний Восток.
Кокошин
сказал, что в последнее время несколько раз в пользу создания сильного
государственного органа для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока
высказывался Президент России Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. Путин,
в частности, говорил об учреждении «мощной структуры» со стопроцентным
государственным капиталом, которая занялась бы бизнес-развитием этих двух
огромных регионов.
С
предложением создать специальную корпорацию развития, которая охватывала бы
своей деятельностью территорию от западных границ Красноярского края до
Камчатки, Курильской гряды и Сахалина, в конце января этого года обратился к
Владимиру Путину глава МЧС Сергей Шойгу, сказал Кокошин. По оценке Шойгу, такая
корпорация поможет создать в этих регионах до 5 млн. рабочих мест. Насколько
мне известно, отметил Кокошин, эти предложения Сергея Кожугетовича получили
поддержку премьера, и по ним Путиным даны поручения.
О
необходимости создания для Дальнего Востока и Забайкальского региона
специального института развития, подобного Внешэкономбанку, говорил 31 января в
Петропавловске-Камчатском первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявил Кокошин.
Советник Московский Ю.В.
8-916-119-83-94
Комментариев нет:
Отправить комментарий