После событий в Бирюлёво Западное, где 10 октября гражданином Азербайджана был убит москвич Егор Щербаков, депутаты и эксперты наперебой предлагают меры по нормализации ситуации на рынке иностранной рабочей силы, начиная с введением виз со странами Средней Азии, и заканчивая требованиям к работодателям, обеспечивать жильём нанятых работников.
Директор проектов Фонда развития
международных связей "Добрососедство", ответственный секретарь
Общественно-консультатвиного Совета при УФМС России по г.Москве Юрий Московский
в интервью «Firstnews» рассказал об основных проблемах в миграционной политике
страны и о наиболее эффективных инструментах их решения.
- После событий в Бирюлёво
законодатели и эксперты в сфере миграционного законодательства наперебой
предлагают различные пути решения сложившейся ситуации с нелегальной миграцией.
Громче всех звучат призывы о введении виз со странами Средней Азии. Поможет ли
это, на ваш взгляд, решить проблему с нелегальными мигрантами?
- Визы, на мой взгляд, не нужны.
Они появились тогда, когда не было компьютеров с нынешними фантастическими
технологиями. Если будет создана система въезда по загранпаспортам с
дактилоскопией, то на основании этой информации можно будет вести единую базу
данных по всем въезжающим на территорию страны и все вопросы с контролем
мигрантов снимаются автоматически.
На мой взгляд, визы – это лишняя
бюрократическая процедура, имеющая коррупционную составляющую, и это не на
пользу нашей стране. Никаких проблем с потоком мигрантов или с преступностью
визы не решит. Это будет только лишним элементом среди принимаемых мер. По
моему, кто-то лоббирует, вольно или невольно, чьи-то интересы, Хотя,
разумеется, польза от виз будет кому-то - кто-то благодаря этому вскорости
построит «дачу», возможно и за рубежом, а может и ни одну.
Людям реально всё равно – по
визам или нет к нам приезжают. Их волнует главное – наведение Порядка и
уменьшение числа приезжих.
- Законодатели обратили особое
внимание на то, что есть на сегодняшний день существенные проблемы с
распределением трудовых квот. В чём они заключаются и как их можно избежать?
- Теоретически квоты формируются
в Министерстве труда и социальной защиты (по согласованию с Министерством
экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального
развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой), а затем
утверждаются Правительством. При этом учитывается мнение регионов, которые
формируют заявки, исходя из запросов предпринимателей и представления о рынке
труда в регионе.
В 2013 году постановлением
Правительства были утверждены 410 126 приглашений на въезд в Российскую
Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и 1 745 584 разрешений на
работу.
Иностранные граждане после
получения разрешения на работу имеют право устраиваться только в те
организации, которые получили квоты на привлечение иностранной рабочей силы.
Система эта получает справедливейшие нарекания, она крайне несовершенна.
Например, заявки на квоты на следующий год организации подают в мае, правда, в
течение года в случае необходимости можно обращаться за разрешением на
привлечение иностранцев и эта ситуация несколько корректируются. Кроме того,
если очень надо, то «квоту» можно «получить» у организации, уже оформившей
таковую. Так что нарекания есть, но пока этот инструмент помогает регулировать
рынок труда, и хоть как то защищает его от демпинга иностранцев. И при всех
недостатках системы квотирования вовсе отменять её, на мой взгляд, не верно,
тем более, пока продолжается кризис...
Комментариев нет:
Отправить комментарий