Материал, о
некоторых мерах, способствующих нормализации миграционной обстановки в России,
был подготовлен к заседанию Экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС
РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций (председатель
Нилов Е.Я.) в январе 2013 г.
Миграционные
процессы в России, как и в большинстве стран мира, шли всегда. Но особенно
интенсивный характер они приняли в связи с начавшейся урбанизацией, решающим
образом повлиявшей на всю историю нашей страны. Эти процессы совпали с
промышленным подъемом начала XX века, приняв лавинообразный характер после
начала Мировой войны и революции 1917 года. В результате, например, Москва
возросла численно с миллиона жителей в конце XIX века до почти пяти миллионов к
1941 году, а в целом за этот период на территории современной Российской
Федерации доля городского населения увеличилась с 10% до 35%.
При анализе
ситуации следует учитывать, что конфликты, которые возникали тогда (и возникают
ныне), между горожанами и приезжими, связаны не столько с разницей в
национальных культурах, сколько являются конфликтами между культурой городской
и сельской, между уже укоренившимися жителями и «понаехавшими», «лимитчиками»
опирающимися зачастую не на традиции сельской соседской общины, а на
кровно-родственные связи и традиции «кумовства». Русская городская культура
постепенно нивелирует эти отличия, но для этого требуется время и осознанная
государственная политика.
В 1989 году
население Москвы насчитывало почти 9 миллионов человек, а по переписи населения
2010 года в столице проживало почти 11 миллионов 500 тысяч человек, из которых
92% относят себя к русским. В области таковых 93%.
Ныне в столице
живут 9,5 миллионов постоянно зарегистрированных граждан России. По экспертным
оценкам, до 1 миллиона российских граждан живут в столице по временной
регистрации, а более 1 миллиона россиян живут и работают в Москве безо всякой
регистрации. К этому следует добавить еще 600-800 тысяч жителей Московской
области, ежедневно приезжающих в Москву на работу, среди которых есть и
иностранные граждане.
В настоящее
время, согласно экспертным данным, в столице находится до 700 тысяч иностранных
граждан, из которых около 430 тысяч состоят на учете в УФМС России по г. Москве
(что на 30% больше аналогичного периода прошлого года), а большинство
оставшихся вовсе не "нелегальные мигранты", а граждане Украины и
Белоруссии, которые могут находиться на территории нашей страны до трех месяцев
без регистрации.
Считается, что
в Москве, где находится 8% всего населения страны, сосредоточено четверть всех
иностранцев, находящихся в Российской Федерации, а в Московском регионе - более
1/3 всех пребывающих у нас иностранных граждан.
Вопреки
сложившимся мифам, сейчас основная проблема столицы не "нелегальные
иностранные мигранты", а нелегально работающие иностранные граждане.
Впрочем, также работают без соответствующего оформления в столице миллионы
российских граждан.
Что же касается
"иностранных нелегалов", то правоохранительные органы так поставили
свою работу, что для иностранца сейчас находится в Москве без соответствующих
документов, все равно, что водителю ездить без прав. Теоретически можно, но
риски превышают издержки.
В настоящее
время основанная проблема в столице не «нелегально находящиеся», а «без
разрешения работающие».
Тем не менее,
такое количество приезжих, как россиян, так и иностранцев, порождает, наряду с
несомненной пользой миграции в целом для города и горожан, немало проблем,
которые, при всех недостатках и недоработках, всё- таки решают исполнительные
органы государственной власти, в последнее время всё более опирающиеся в своей
деятельности на общественность столицы.
«Проблема
иностранной миграции» волнуя граждан России, превратилась в важный политический
вопрос.
В настоящее
время органами законодательной и исполнительной власти принимаются реальные
меры для наведения порядка в этой сфере.
Тем не менее,
необходимо обратить внимание на нижеследующее.
1. Федеральная
миграционная служба для эффективного выполнения стоящей перед нею задач
нуждается в увеличении численности своих штатных сотрудников, занимающихся
непосредственно вопросами, связанными с иностранной миграцией. Также требуется
увеличение заработной платы сотрудникам ФМС.
2. Решить
проблему нехватки кадров и средств можно путём привлечения граждан к
миграционному контролю. Следует отметить, что федеральные органы исполнительной
власти, органы местного самоуправления в своей деятельности в последнее время стали
шире опираться на социально активных граждан.
Положительный
опыт имеется, в частности, в Москве, где при участии
Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве (председатель
Алисов Н.А.) налажено взаимодействие между Миграционной службой и официальной
структурой правительства Москвы, каковым является направляющий работу 18 тысяч
столичных дружинников, Московский городской штаб народной дружины (начальник
МГШ Семерда В.И.)
Так в
январе-августе 2012 года сотрудниками УФМС по городу Москве совместно с
Московской городской народной дружиной было проведено более 1150
оперативно-профилактических мероприятий "Нелегальный мигрант". По
результатам этих мероприятий выявлено свыше 10700 нарушений миграционного
законодательства. И это не считая других мероприятий, осуществлённых
московскими дружинниками в помощь УФМС и задержаний правонарушителей в ходе
мероприятий, совместных с полицией. Также в данной работе задействованы Опорные
пункты охраны порядка (ОПОП), возглавляемые Косаревич Т.Л., объединяющее 10
тысяч москвичей.
Также хорошо
себя зарекомендовали иные формы общественной помощи деятельности Миграционной
службы, например, организованная Комиссией по взаимодействию с молодежью и
молодёжными организациями ОКС (председатель Косаковский Г.Г.) студенческая и
школьная практика в подразделениях УФМС.
По мнению
начальника УФМС России по г. Москве Кирилловой О.Е. (высказанному на заседании
Общественно-консультативного совета при УФМС 20 декабря 2012 г.), при МГШ НДМ
возможно создание специализированного подразделения дружинников, работающих по
миграционному профилю, численностью до 600 человек. В Городском штабе народной
дружины уже имеются специализированные структуры, действующие по направлениям
деятельности: по охране общественного порядка на объектах Московского
метрополитена, по безопасности дорожного движения и другие.
С учетом того,
что преступления, совершаемые иностранными гражданами, часто носят резонансный
характер, способствуя росту межнациональной напряженности и экстремизму,
накаляют внутриполитическую обстановку - более широкое привлечение населения к
миграционному контролю поможет не только снижению преступности, но и уменьшит
накал напряженности в этом вопросе.
Для
упорядочивания ситуации с организацией работы народных дружин, назрел вопрос о
принятии особого "Закона об участии граждан в охране общественного
порядка", что немало поможет в этой деятельности, ведь в настоящее время
добровольные дружины, опирающиеся на местное законодательство, действуют более
чем в 50 регионах Российской Федерации, а осенью 2012 года в Ульяновске прошёл
Всероссийский съезд дружинников. Их колоссальный положительный потенциал
необходимо в полной мере использовать в деле миграционного контроля. По мнению
руководителя МГШ НД Семерды В.И., подавляющее большинство вопросов правовой
регламентации деятельности народных дружин на самом деле логичнее было бы
отнести к исключительной компетенции специального Федерального закона, что
позволило бы, кстати, выстроить централизованную стройную структуру под
контролем МВД.
Однако
последний внесенный группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации
законопроект "Об участии граждан в охране общественного порядка"
находится в Государственной Думе с декабря 2008 года, не рассмотрен даже в
первом чтении.
Главной задачей
этого Федерального закона должны стать четкая регламентация
организационно-правовой формы народных дружин, определение единых в масштабах
всей России порядка формирования и организации их деятельности, правового
статуса, правовых и социальных гарантий дружинника. Естественно, что в рамках
своей компетенции местные законодатели могли бы принимать свои акты, создавая
например, материальную базу деятельности народных дружин.
3. Одной из
важнейших проблем является эпидемиологическая обстановка, в немалой степени
зависящая от контроля за миграционными процессами. О том, насколько это важно
говорит то, что по мнению экспертов и данных статистики, ежегодно от
заболеваний, напрямую и косвенно связанных с инфекционными заболеваниями умирают
от 500 до 700 тысяч россиян, ведь немалое число смертей от других причин на
самом деле связано с ослаблением организма в результате заразных инфекций.
Данной проблеме было посвящено специальное заседание
Общественно-консультативного совета.
Для того, чтобы
значительно уменьшить масштабы происходящего, необходимо, наряду с введением
всеобщей диспансеризации населения, а также с реальной проверкой въезжающих к
нам иностранцев, усилить взаимодействие Министерства здравоохранения и
Федеральной миграционной службы, сформировать объединенный банк данных
медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на
территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line, а также
обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на оформление медицинской
справки о состоянии здоровья иностранных граждан, (прежде всего частные)
предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний
иностранных граждан в соответствующие инстанции. Также необходимо создание
системы обязательного медицинского освидетельствования тех иностранцев, кто
приезжает в нашу страну для работы, ликвидация рынка фальшивых медицинских
справок - это касается здоровья всех россиян, ведь от вируса не спасет ни
охрана, ни специализированные клиники.
Целесообразно
также рассмотреть введение реальных штрафов для тех предпринимателей, кто
нанимает на работу иностранных граждан без соответствующих медицинских
документов или с поддельными документами.
Особо следует
отметить, что в силу специфики работы и жизни многих иностранных рабочих данные
средства защиты будут применяться в том числе для того, чтобы например,
иностранец, больной туберкулом не перезаряжал своих соседей по общежитию или по
работе в цеху.
4. Важнейшей
причиной нарушения миграционного законодательства является желание
недобросовестных предпринимателей, пользующихся пробелами в законодательстве,
извлекать максимальную прибыль. Так отмечены участившиеся случаи использования
незаконных схем (фирм однодневок) при организации использования иностранной
рабочей силы, что приводит к невозможности привлечения компаний - нарушителей к
ответственности в рамках законодательства РФ. Для пресечения данных фактов
необходимо разработать механизм по привлечению к ответственности собственников
зданий и сооружений, а также генерального подрядчика в случае незаконного
использования субподрядными организациями труда иностранных граждан.
В качестве меры
воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих,
общественностью, в том числе на заседании Общественного совета города Москвы,
проведенного по инициативе ОКС при УФМС России по г. Москве, высказывались
предложения об отстранении от участия в заявочных кампаниях на привлечение
иностранной рабочей силы организаций, допустивших в предыдущие годы
правонарушения как в порядке оформления иностранных граждан на работу, так и в
отношении самих иностранных рабочих (невыплата заработной платы, утеря
документов и пр.)
Сегодня для
российских работодателей по прежнему выгоднее привлекать иностранных рабочих,
нежели наших сограждан, поскольку в этом случае снижаются обязательные
налоговые выплаты. Поэтому необходимо уравнять налоговую нагрузку на
работодателя при приеме на работу иностранных граждан и граждан РФ с тем, чтобы
устранить данное несоответствие при конкуренции на рынке труда.
Значительная
часть заработной платы иностранных граждан, как, впрочем, и россиян, находится
«в тени». Проблема вывода их из этого состояния, усиление фискального контроля
относится к одной из важнейших, т.к. в результате ухода от налогообложения
российский бюджет недополучает значительные средства, а законопослушные
предприниматели априори в силу недобросовестной конкуренции оказываются в
проигрыше. Кроме того, создается и поддерживается криминогенная среда,
создающая базу для коррупции, разлагающей государственный организм, делая его
неспособным к решению задач модернизации.
5. Проблемы
адаптации и интеграции иностранцев в России стоят не так остро, как в ряде
европейских стран, всё таки сказывается как общее прошлое и единая когда-то
система образования, так и то, что значительную часть приезжих составляют
граждане Украины, Белоруссии и Молдавии, а также славяне и люди европейской
культуры из стран Центральной Азии и Закавказья. Тем не менее, проблемы,
особенно с низкоквалифицированными иностранными рабочими имеются, что,
например, показало исследование «Миграционная ситуация в Москве и Московской области:
реальность против мифологем», проведенное в 2011 году Фондом развития
международных связей «Добрососедство» (генеральный директор Алисов Н.А.) среди
работавших в Московском регионе граждан Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
Практически все эксперты, задействованные в данном исследовании, отметили, что
общий уровень языковой подготовки мигрантов от года к году снижается по мере
смены их поколений.
В связи с этим
необходимо расширение обучения потенциальных мигрантов русскому языку у себя на
родине. Эту деятельность возможно осуществлять как на специализированных
курсах, так и путем увеличения преподавания русского языка в школах и в других учебных
заведениях. Российская Федерация может взять на себя обязательство по
двусторонним взаимовыгодным соглашениям подготовить необходимое количество
преподавателей, в частности, использовав опыт, который был в СССР.
В современных
условиях роста влияния и возможностей религиозных организаций необходимо
использовать их возможности для создания языковых куров не только в России, но
и за её пределами.
На заседании
Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, посвященного
вопросам адаптации и последующей интеграция иностранных граждан и практике
тестирования по русскому языку иностранцев, получающих разрешение на работу в
Российской Федерации отмечалась необходимость построения эффективного и
действенного механизма по реализации законодательства согласно Федеральным
Законам "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и «Об
образовании» в части тестирования иностранных граждан на знание русского языка;
необходимость организации постоянного взаимодействия органов ФМС, Правительства
Москвы, Московской Городской Думы, учебных заведений, объединений
работодателей, представителей общественности по реализации законодательства о
тестировании иностранных граждан на знание русского языка.
На заседании
Совета отмечена необходимость:
а – с использованием
возможностей общественности содействовать доведению до целевых аудиторий
информации о порядке и практике тестирования иностранных граждан на знание
русского языка, о санкциях, в отношении иностранных граждан, использующих
фальшивые сертификаты, а также работодателей, использующих иностранных
работников, не имеющих соответствующих сертификатов;
б -
содействовать выявлению организаций, допускающих нарушение законодательства в
отношении тестирования по русскому языку иностранных граждан и выдаче им соответствующих
сертификатов и информировать о выявленных фактах территориальные подразделения
ФМС и полиции;
в - рекомендовать взаимодействующим с УФМС и ОКС информационным
интернет-порталам разместить адреса аккредитованных организаций, занимающихся
обучением иностранных граждан русскому языку и их тестированием, регулярно
обновляя эту информацию.
6. С
вышеназванной проблемой адаптации и интеграции иностранных граждан связана их
профессиональная подготовка по востребованным в Российской Федерации рабочим
специальностям. Также необходимо создать условия для того, что бы трудовая
миграция у нас осуществлялась посредством оргнабора, а не только с
использованием механизмов свободного рынка. Работа в этом направлении ведётся в
том числе в Таджикистане и в Киргизии, где задействованы возможности Фонда
развития международных связей «Добрососедство».
7. Пользуясь
пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства
и общественного питания с целью извлечения максимальной прибыли, нанимают персонал
из числа приезжих, в основном из государств СНГ. При этом, нанимая граждан из
других российских регионов и иностранных государств, они не обеспечивают их
жильем, и их работники, кто в силу обстоятельств, а кто также из экономии,
нередко живут в местах, не предназначенных для этого: в промышленных зонах, в
подвалах и на чердаках жилых домов, в подсобках.
Эта ситуация,
безусловно, порождена в первую очередь стремлением к незаконному обогащению со
стороны управляющих компаний в сфере ЖКХ, в муниципальных органах власти, а
также в органах правопорядка.
В результате
возникли проблемы, требующие скорейшего решения:
- незаконное
использование нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных
помещений жилых домов, противоречащее всем санитарно-эпидемиологическим нормам
и требованиям;
- не соблюдение
безопасности жилищного фонда и проживающих в нём граждан, а также нежилых и
отселённых домов, повышенная опасность возникновения пожара в подвальных и
чердачных помещениях, что подтверждается статистикой причин возгораний в
подвалах и чердаках, причём нередки случаи трагедий с человеческим жертвам;
- проживание в
нечеловеческих условиях, на нищенскую заработанную плату, выключенных из
нормального социума людей приводит к опасности возникновения различных
криминальных ситуаций, служит благодатной средой для преступности, ведёт к
росту национализма и ксенофобии, ухудшает имидж нашего города и страны в целом.
В связи с этим
необходимо усилить персональную административную ответственности должностных
лиц ДЭЗов, ЖЭКов, также управляющих компаний, за попустительство нелегальному
проживанию в объектах нежилого фонда.
Так как одними
запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить,
следует разработать программу по переоборудованию нефункционирующих
промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и
иностранных граждан на законных основаниях и оказании поддержки соответствующим
структурам по расселению их в приспособленных для этого помещениях и зданиях.
Кроме того, с целью стимулирования строительства общежитий для приезжих
необходимо упростить законодательство, которое в настоящее время накладывает
множество неоправданных ограничений для создания общежитий гостиничного типа,
что порождает дефицит легального, дешевого жилья.
8. На
сегодняшний день не существует механизма привлечения к ответственности
иностранного гражданина, находящегося на территории РФ без каких-либо
документов (по причине их утери). Зачастую иностранцы сами целенаправленно
уничтожают собственные паспорта, чтобы избежать выдворения из Российской
Федерации за допущенные нарушения миграционного законодательства. Поэтому
предлагается закрепить норму о необходимости помещения таких неустановленных лиц
в специальные центры содержания иностранных граждан по решению суда, с
пребыванием их там до установления личности. Также в целях усиления
миграционного контроля возможно дополнить норму, предусматривающую
дактилоскопию иностранных граждан при обращении не только за разрешением на
работу, но и оформлением патента.
9. Важным
фактором реального миграционного контроля станет создание единой электронной
базы данных въезжающих и выезжающих иностранных граждан. Благо, что современные
технические средства это вполне позволяют. Наличие такой базы позволит видеть
реальную картину иностранной миграции, отслеживать и пресекать правонарушения,
позволит пресечь слухи, распускаемые недобросовестными СМИ и
"экспертами" о нахождении на территории Российской Федерации чуть ли
не десятков миллионов иностранцев, что способствует росту ксенофобии и
экстремизма, ведёт к неправильным управленческим решениям.
10. Нужно
тщательнее подходить к разработке и внедрению программ, направленных на
развитие толерантности и добрососедства, направленных на предотвращение
возможных межнациональных конфликтов, ведь иное лекарство может быть хуже
болезней.
Необходима
серьезная экспертная и научная работа для изучения миграционных процессов.
Необходимо изучать не только зарубежный опыт, но и историю собственной страны.
Например, при поддержке ОКС при УФМС России по г. Москве и Фонда развития
международных связей "Добрососедство", который также ведёт ряд
исторических проектов, в том числе, например, "Неконфликтное прочтение истории",
в Государственной публичной Исторической библиотеке России прошла выставка,
посвященная миграционным процессам, шедшим в 20-е - 30-е годы. Тогда городское
население к 1939 году по сравнению с 1926 годом увеличилось в основном за счёт
сельской миграции более чем в 2 раза, и в целом миграционный прирост в городах
составил почти 19 млн. человек. И тогда, кстати, возникала масса проблем,
связанных с межнациональными отношениями и миграцией, отягощенных
неграмотностью населения. И, тем не менее, страна с этим справилась,
параллельно проведя индустриализацию и одержав Победу в Великой Отечественной
войне. Большие миграционные потоки, в том числе и состоящие из людей разных
национальностей и культур, были в столицу и после Войны, о чем говорит сухая
статистика. Тем не менее, эти проблемы были в основном преодолены.
Поэтому
имеющийся исторический опыт нам забывать нельзя.
В связи с этим
возможно не только проведение в различных музеях и на различных площадках
специализированных выставок и постоянно действующих экспозиций, но и создание в
Москве специализированного Музея миграции. Идея такого музея, выдвинутая
Ведущим научным сотрудником Лаборатории анализа и прогнозирования РАН
Полетаевым Д.В., имеет своих сторонников, как в научном мире, так и среди
общественных организаций. В частности, она обсуждалась на заседании
Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г. Москве и поддержана Фондом
развития международных связей «Добрососедство».
11. Необходимо
отметить важность того, чтобы журналисты и эксперты приводили проверенную,
корректную информацию, понимая, какие последствия могут быть. Ведь нередки
случаи, когда после «антимигрантских» сообщений в СМИ происходит рост числа
нападений на иностранных граждан. Так что подобные преступления во многом
провоцируются безответственными заявлениями.
То, что такая
проблема есть, понимают и сами журналисты. Например, как считает обозреватель
Информационного агентства Росбалта Александр Желенин, участвующий в работе ОКС
при УФМС России по г.Москве, журналистам, пишущим на миграционные темы,
«необходима высокая ответственность в подходе к освещению этой очень важной и
чувствительной для всех сторон темы, скрупулезность в сборе информации и
корректность в ее подаче. Журналист должен руководствоваться в освещении этой
темы принципами объективности и гуманизма. О том, что информация является не
только средством созидания и освещения событий известно давно. Не случайно
«Кодекс профессиональной этики российского журналиста» провозглашает:
«Журналист
распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он
убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому,
чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или
неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации…Журналист
отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и
справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью…Журналист
уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его
профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных
намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии,
социального происхождения или пола…».
То же самое
можно отнести и к публичным выступлениям тех, кого принято называть
«экспертами».
По материалам заседаний
Общественно-консультативного совета
при УФМС России по г. Москве, ответственный секретарь ОКС,
Директор проектов Фонда развития международных связей Добрососедство»,
Юрий Московский
(Московский Юрий Викторович)
Комментариев нет:
Отправить комментарий