Powered By Blogger

суббота, 20 октября 2012 г.

Юрий Московский: Межнациональные отношения и миграционный контроль


Юрий Московский 

Открытая трибуна «Межнациональные отношения и миграционный контроль:

проблемы и пути решения».

В Москве, в Доме Союзов состоялось заседание дискуссионной площадки «Открытая трибуна» на тему «Межнациональные отношения и миграционный контроль: проблемы и пути решения», в которой приняли участие депутаты Государственной Думы России, представители политических партий, эксперты. Модератором выступил Председатель Государственной думы Сергей Нарышкин.
По его мнению, миграционную политику России нужно жестко увязать со стратегией РФ на пространстве СНГ, при этом легальные мигранты не должны быть изгоями в стране и должны получать социальные услуги - медицинские и образовательные.
Председатель Государственной Думы отметил, что Россия по объему миграционных потоков находится в числе мировых лидеров, а на пространстве СНГ устойчиво занимает первое место. Это, по словам Нарышкина, говорит о потенциале развивающейся российской экономики. "Мы знаем, что подчас очень сложные и опасные проявления экстремизма, ксенофобии направлены против мигрантов, с другой стороны, поведение самих мигрантов является причиной острых конфликтов". Сергей Нарышкин напомнил, что два года назад в России были введены патенты для работающих мигрантов – физических лиц, установлен ряд преференций для "интеллектуальных" мигрантов и введена ответственность работодателей за незаконное привлечение мигрантов к трудовой деятельности. "Это дало свои результаты, по данным ФМС, число законно работающих мигрантов выросло в два раза».
По окончанию заседания во время встречи с журналистами Директор Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский поддержал предложение руководства Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) пускать трудовых мигрантов из стран Центральной Азии только по загранпаспортам. Ромодановский отметил, что проблема в основном касается граждан Киргизии и Таджикистана. «Наличие заграничного паспорта позволит нам и дальше творчески подходить к вопросам миграции» и уменьшать бюрократические препятствия к поездкам в Россию, добавил он. Директор ФМС отметил, что это «не только вопрос какого-то ужесточения, но и вопрос либерализации».
В заседании «Открытой трибуны» принял официальное участие Ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Ю.В. Московский, тезисы выступления которого предлагаем читателям.

Тезисы выступления на заседании экспертной дискуссионной площадки

«ОТКРЫТая ТРИБУНа» на тему «Межнациональные отношения и миграционный контроль: проблемы и пути решения».

Ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Московский Юрий Викторович:
 
Уважаемые коллеги, в связи с ограниченностью во времени буду краток.
Вступление. Миграционная ситуация в Москве.
Миграционные процессы в России шли всегда. Но особенно интенсивный характер они приняли в связи с начавшейся урбанизацией, решающим образом повлиявшей на всю историю нашей страны. Одними из самых крупномасштабных стали передвижения населения в начале XX века, особенно усилившимися после начала Мировой войны и революции 1917 года. В результате Москва в начале XX века из города с миллионным населением превратилась к началу 40-х в пятимиллионный промышленно-административный мегаполис.
В 1989 году население Москвы насчитывало почти 9 миллионов человек, а по переписи населения 2010 года в столице проживало почти 11 миллионов 500 тысяч человек.
Ныне в столице 9 416 тысяч постоянно зарегистрированных граждан России, и, по экспертным оценкам, до 1 миллиона живущих по временной регистрации, более 1 миллиона россиян живут и работают в Москве безо всякой регистрации, да еще имеется 600-800 тысяч жителей ближнего Подмосковья ежедневно приезжающих в Москву на работу, среди них есть и иностранные граждане.
В настоящее время, согласно экспертным данным, в столице находится до 700 тысяч иностранных граждан из которых 427 тысяч состоят на учете в УФМС России по г. Москве (что на 30% больше аналогичного периода прошлого года), а большинство оставшихся вовсе не «нелегальные мигранты», а граждане Украины и Белоруссии, которые могут находится на территории нашей страны до трех месяцев без регистрации.
Вопреки сложившимся мифам, сейчас основная проблема столицы не «нелегальные иностранные мигранты», а нелегально работающие иностранные граждане. Впрочем, также работают без соответствующего оформления в столице миллионы российских граждан.
Что же касается «иностранных нелегалов», то правоохранительные органы так поставили свою работу, что для иностранца сейчас находится в Москве без соответствующих документов, все равно, что водителю ездить без прав. Теоретически можно, но риски превышают издержки.
Тем не менее, такое количество приезжих, как россиян, так и иностранцев, порождает, наряду с несомненной пользой миграции в целом для города и горожан, немало проблем, которые, при всех недостатках и недоработках, всё таки решают исполнительные органы государственной власти, в последнее время всё больше опирающиеся в своей деятельности на общественность столицы.
О работе ОКС при УФМС России по г. Москве
Общественно-консультативный совет при УФМС России по городу Москве (председатель Алисов Н.А.) является совещательно-консультативным органом, созданным в целях наиболее эффективного взаимодействия Управления Федеральной миграционной службы с общественными, научными организациями и представителями бизнеса при реализации миграционной политики. В рамках нашей деятельности действуют Научно-экспертный совет ОКС (возглавляют НЭС ректор МГЮА им. О.Е. Кутафина Блажеев В.В. и директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Делягиным М.Г., ученый секретарь НЭС Заведующий лабораторией изучения общественного мнения МГУ Гаспаришвили А.Т.), а также ряд рабочих групп по направлениям работы.
Хотелось бы отметить, что деятельность общественности, направленная на помощь в работе миграционной службе, встречает полное понимание в УФМС России по г. Москве, причем не только у руководства Управления, но и в структурных подразделениях, а также среди рядовых сотрудников.
ОКС при УФМС Москвы налажено взаимодействие с другими структурами и организациями, занимающимися проблемами миграции. Так недавно нами было проведено совместное заседание с Общественным советом при ОВД Западного административного округа (за что ОКС выразил особую признательность начальнику ОВД ЗАО Лаушкину В.С.), проводились совместные мероприятия с Общественным советом Москвы, с Общественной палатой Российской Федерацией, Московской городской думой, с депутатами Государственной Думы России, с профильными департаментами и ведомствами, с национальными и диаспоральными организациями, с землячествами, организациями предпринимателей, научной общественностью, со СМИ.
Участие горожан в миграционном контроле.
Московский регион стал главным мигрантопринимаюшим центром страны, и не случайно его жителей волнуют вопросы, связанные с миграцией.
Но они не только обсуждают эти вопросы, или направляют предложения органам власти о том, как, по их мнению, следует решать имеющиеся вопросы.
Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в своей деятельности по налаживанию миграционного контроля всё больше опираются на социально активных горожан. Наш общественно-консультативный совет помогает в налаживании этой деятельности, активизируя гражданское общество.
Следует отметить работу, проделанную в привлечении граждан к миграционному контролю, Опорных пунктов охраны порядка (ОПОП) (руководитель Косревич Т.Л.) и Московского городского штаба Добровольной дружины (ДНД) (начальник Семерда В.И.).
С помощью системной работы добровольцев пресекаются тысячи правонарушений в области миграционного законодательства, подтверждая тот тезис, что только с опорой на граждан, при их непосредственном участии можно навести и поддерживать реальный порядок,
По мнению общественности в составе Добровольной дружины Москвы должно быть специальное подразделение, тесно взаимодействующее с УФМС.
Так же, как отмечают общественники, давно назрел вопрос о принятии особого «Закона об участии граждан в охране общественного порядка», что немало поможет в упорядочивании этой деятельности, ведь в настоящее время добровольные дружины, опирающиеся на местное законодательство, действуют более чем в 50 регионах Российской Федерации. Их колоссальный положительный потенциал необходимо в полной мере использовать в деле миграционного контроля.
Этот вопрос уже давно поднимается, ведь подавляющее большинство вопросов правовой регламентации деятельности народных дружин на самом деле логичнее было бы отнести к исключительной компетенции специального Федерального закона, что позволило бы, кстати, выстроить централизованную стройную структуру под контролем МВД. Первые попытки разработки проекта Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», где, что совершенно естественно, до 80% статей посвящено деятельности народных дружин, начали предприниматься с 1995 года, то есть сразу после вступления в силу Федерального закона «Об общественных объединениях», которым было упразднено законодательство о народных дружинах советского периода.
Последний внесенный группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка» находится в Государственной Думе с декабря 2008 года, не рассмотрен даже в первом чтении.
Главной задачей этого Федерального закона должны стать четкая регламентация организационно-правовой формы народных дружин, определение единых в масштабах всей России порядка формирования и организации их деятельности, правового статуса, правовых и социальных гарантий дружинника. Естественно, что в рамках своей компетенции местные законодатели могли бы принимать свои акты, создавая например, материальную базу деятельности народных дружин.
Проблема эпидемиологического контроля
На наших заседаниях мы отмечали, что одной из важнейших проблем является эпидемиологическая обстановка, в немалой степени зависящей от контроля за миграционными процессами. О том, насколько это важно говорит то, что ежегодно от инфекционных заболеваний умирают от 500 до 700 тысяч россиян, немалое число смертей от других причин на самом деле связано с ослаблением организма в результате инфекционных заболеваний.
Для того, чтобы уменьшить ущерб необходимо усилить взаимодействие Министерства здравоохранения и Федеральной миграционной службы, сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line, а также обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. Также необходимо создание системы обязательного медицинского освидетельствования тех иностранцев, кто приезжает в нашу страну, ликвидация рынка фальшивых медицинских справок – это касается здоровья всех россиян, ведь от вируса не спасет ни охрана, ни специализированные клиники. Причем особо следует отметить, что в силу специфики работы и жизни многих иностранных рабочих данные средства защиты будут приниматься в том числе для того, чтобы например, иностранец, больной туберкулом не перезаряжал своих соседей по общежитию или по работе в цеху.
Пресечение деятельности недобросовестных предпринимателей.
Важнейшеё причиной нарушения миграционного законодательства является желание недобросовестных предпринимателей, пользуясь побелами в законодательстве, извлекать максимальную прибыль. Так отмечены участившиеся случаи использования незаконных схем (фирм однодневок) при организации использования иностранной рабочей силы, что приводит к невозможности привлечения компаний – нарушителей к ответственности в рамках законодательства РФ. Для пресечения данных фактов необходимо разработать механизм по привлечению к ответственности собственников зданий и сооружений, а также генерального подрядчика в случае незаконного использования субподрядными организациями труда иностранных граждан.
В качестве меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, общественностью высказывались предложения об отстранении от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организаций, допустивших в предыдущие годы правонарушения как в порядке оформления иностранных граждан на работу, так и в отношении самих иностранных рабочих (невыплата заработной платы, утеря документов и пр.).
Нами отмечается тот факт, что сегодня для работодателей выгоднее привлекать иностранных рабочих, нежели российских граждан, поскольку в этом случае снижаются обязательные налоговые выплаты. Поэтому необходимо уравнять налоговую нагрузку на работодателя при приеме на работу иностранных граждан и граждан РФ с тем, чтобы устранить данное несоответствие при конкуренции на рынке труда.
О «резиновых квартирах», незаконном использовании нежилого фонда и строительстве доступных легальных общежитий для приезжих.
Пользуясь пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания предпочитают максимально экономить на своих сотрудниках, нанимая слабо контролируемый персонал из числа приезжих из государств СНГ. Организаторы работ, в числе которых предприниматели и муниципальные органы власти, нанимая граждан из других российских регионов и иностранных государств, не обеспечивают их жильем, и они нередко живут в местах, не предназначенных для этого: в промышленных зонах, в подвалах и на чердаках жилых домов.
В настоящее время во многих районах Москвы в неприспособленных для проживания помещениях жилых домов и в нежилом фонде, а также в отселенных домах проживают российские граждане и иностранные мигранты.
Эта ситуация, безусловно, порождена стремлением к незаконному обогащению со стороны управляющих компаний в сфере ЖКХ, в муниципальных органах власти, а также в органах правопорядка.
В результате возникли проблемы, требующие скорейшего решения:
- незаконное использование нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов, противоречащее всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям;
- не соблюдение безопасности жилищного фонда и проживающих в нём граждан, а также нежилых и отселённых домов, повышенная опасность возникновения пожара в подвальных и чердачных помещениях, что подтверждается статистикой причин возгораний в подвалах и чердаках, причём нередки случаи трагедий с человеческим жертвам;
- проживание в нечеловеческих условиях, на нищенскую заработанную плату, выключенных из нормального социума людей приводит к опасности возникновения различных криминальных ситуаций, служит благодатной средой для преступности, ведёт к росту национализма и ксенофобии, ухудшает имидж нашего города и страны в целом.
В связи с вышеизложенным, необходимо усилить административную ответственности должностных лиц ДЭЗов, ЖЭКов и управляющих организаций, за попустительство нелегальному проживанию в объектах нежилого фонда.
В связи с тем, что одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для преизжих не решить, следует разработать программу по переоборудованию нефункционирующих промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и иностранных граждан на законных основаниях и оказании поддержки соответствующим структурам по расселению их в приспособленных для этого помещениях и зданиях. Также с целью стимулирования строительства общежитий необходимо упростить законодательство, которое в настоящее время накладывает множество неоправданных ограничений для создания общежитий гостиничного типа, что порождает дифицит легального, дешевого жилья.
Об усилении ответственности и индефикации иностранных граждан.
Также следует отметить, что на сегодняшний день не существует механизма привлечения к ответственности иностранного гражданина, находящегося на территории РФ без каких-либо документов (по причине их утери). Зачастую иностранцы сами целенаправленно уничтожают собственные паспорта, чтобы избежать выдворения из Российской Федерации за допущенные нарушения миграционного законодательства. Поэтому предлагается закрепить норму о необходимости помещения таких неустановленных лиц в специальные центры содержания иностранных граждан по решению суда, с пребыванием их там до установления личности. Также в целях усиления миграционного контроля возможно дополнить норму, предусматривающую дактилоскопию иностранных граждан при обращении не только за разрешением на работу, но и оформлением патента.
О единой электронной безе данных
Важным фактором реального миграционного контроля станет создание единой электронной базы данных въезжающих и выезжающих иностранных граждан. Благо, что современные технические средства это вполне позволяют. Наличие такой базы позволит видеть реальную картину с иностранной миграцией, отслеживать и пресекать правонарушения, позволит пресечь слухи, распускаемые недобросовестными СМИ и «экспертами» о нахождении на территории Российской Федерации чуть ли не десятках миллионах иностранцев, что также способствует росту ксенофобии и экстремизма.
Важность качественной экспертной работы
Нужно тщательно подходить к вопросам межнациональных отношений и тех программ, которые предлагаются для урегулирования возможных конфликтов, ведь иное лекарство может быть хуже болезней.
И в заключение своего выступления мне хочется отметить важность серьезной научной работы для изучения тех миграционных процессов, которые идут и будут идти в нашей стране. Поэтому нам необходимо изучать не только зарубежный опыт, но и историю собственной страны. В прошлом году при поддержке ОКС при УФМС России по г. Москве и представляемым мною Фондом развития международных связей «Добрососедство», который также ведёт ряд исторических проектов, в том числе, например, «Неконфликтное прочтение истории», в Государственной публичной Исторической библиотеке России прошла выставка, посвященная миграционным процессам, шедшим в 20-е – 30-е годы. Тогда городское население к 1939 году по сравнению с 1926 годом увеличилось в основном за счёт сельской миграции более чем в 2 раза, и в целом миграционный прирост в городах составил почти 19 млн. человек. И тогда, кстати, возникала масса проблем, связанных с межнациональными отношениями, отягощенными неграмотностью населения. И, тем не менее, страна с этим справилась, параллельно проведя индустриализацию и одержав Победу в Великой Отечественной войне.
Большие миграционные потоки, в том числе и состоящие из людей разных национальностей, были в столицу и после Войны, о чем говорит сухая статистика.
И имеющийся исторический опыт нам забывать нельзя.
Юрий Московский,
Ответственный секретарь ОКС при УФМС России по г. Москве,
Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

Комментариев нет:

Отправить комментарий